наслаждаться! «Джаз». Сериал состоит из 12 серий, повествующих о разных этапах развития джаза «Джаз» снимался шесть лет и обошелся в 13 миллионов долларов (самый дорогой документальный фильм в истории). В сериал вошло 75 интервью, около 500 музыкальных фрагментов, 2400 фотографий и свыше двух тысяч фрагментов архивных киносъемок — великолепные, часто уникальные записи звезд мировой величины — Билли Холидей, Эллы Фитцжеральд, Луи Армстронга, оркестров Дюка Эллингтона и Гленна Миллера. Хроника, воспоминания современников, свидетельства ныне живущих корифеев этого жанра — Дейва Брубека, Уинтона Марсалиса, Рея Чарльза… Американская премьера сериала «Джаз» прошла с 8 по 31 января 2001 года с беспрецедентным успехом. Каждую серию посмотрело в среднем 42 миллиона человек. Премьера фильма сопровождалась выходом основанной на нем книги об истории джаза, DVD, видеокассет и коллекции компакт-дисков, расходящихся рекордными тиражами . Первая серия называется «Колдовская похлёбка» и данный перевод скорее смысловой, т.к в англоязычной версии название первой серии «Gumbo», по названию густого супа (похлебки), распространенного в штате Луизиана. Временные рамки данной серии обозначены от зарождения джаза и до 1917 года. История начинается в 1890-е годы в Новом Орлеане, где воздух наполнен музыкой марширующих оркестров, креольскими мелодиями, ариями итальянских опер. Из этого сочного многообразия родились синкопированные ритмы рэгтайма, щемящие звуки блюза — все то, что совсем скоро назовут «джаз». «Джазовая лихорадка» охватывает Америку. Наступает двадцатый век, и вместе с ним — эпоха джаза. Вторая серия повествует о периоде развития джаза в 1917-1924 годы. Серия в английской версии называется «The Gift» и у нас достаточно точно перевели ее название как «Божий дар». Это название родилось из-за того, что в ней рассказывается о двух величайших музыкантах, оказавших огромное влияние на развитие джаза — Луи Армстронге и Дюке Эллингтоне. У джаза в период 20-х годов новый виток развития, ведь это время запомнилось сухим законом и подпольными забегаловками, где царили вольные нравы и быстрые ритмы. Джаз как нельзя кстати, подошел настроению того времени. У джаза отныне две Мекки, две великих столицы: Чикаго и Нью-Йорк. Здесь живут и творят Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Пластинки с записями джаза Пола Уайтмана расходятся миллионными тиражами. В танцзалах, где играет оркестр Флетчера Хендерсона, яблоку негде упасть. Однако попасть туда могут только белые посетители. В 1924 году Хендерсон приглашает в Нью-Йорк Луи Армстронга и весь мир узнает, что такое свинг… Третья серия документального сериала «Джаз» повествует о периоде развития джаза в 1924-1929 годы. Серия в английской версии называется «Our Language» и у нас ее дословно перевели как «Наш язык». Я не случайно в своих повествованиях об этом сериале привожу пример и английского названия серии, т.к в некоторых сериях русские названия получились не в результате дословного перевода и делалось это с целью сделать название более осмысленным. Так, например, если бы первую серию в русском издании назвали бы «Гумбо», было бы менее понятно, а в англоязычном мире все-таки больше людей знают, что это за блюдо и как оно связано с сюжетом серии. В третьей серии рассказывается по период, когда в Америке идет бурный рост фондового рынка. Джаз звучит повсюду, а на первый план выходят исполнители-виртуозы: Бикс Байдербек, юный Бенни Гудмен. На песнях «королевы блюза» Бесси Смит возникает новая, негритянская индустрия звукозаписи. И без того огромная популярность клуба «Коттон» в Гарлеме становится просто невероятной, когда в нем начинает выступать Дюк Эллингтон. Сам Эллингтон, чью музыку радио принесло в каждый дом, — отныне национальный кумир. В это же время Луи Армстронг, его неподражаемые соло, импровизации, пение скат и непревзойденный шедевр — «Вест Энд Блюз» — открывают новую страницу в истории джаза. Четвертая серия документального сериала «Джаз» в нашем переводе называется «Великий утешитель», хотя ее оригинальное название «The True Welcome». В данной серии рассказывается о периоде развития джаза в 1929-1934 годы. В эти годы Америка находилась в состоянии серьезного экономического кризиса, который вошел в историю как «Великая депрессия» и джаз фактически стал единственной отдушиной для подавленной и растерянной Америки. Полагаю, именно с этим связан такой перевод названия этой серии в нашем дубляже. Конечно экономический кризис коснулся и музыкальной сферы. Большинство фирм по производству граммофонов, а также записи и продаже пластинок разорилось, и на смену им пришло радио, как наиболее доступный (фактически бесплатный) способ послушать музыку. Именно в это время наибольшей популярности достигает Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Луи Армстронг вообще совершает переворот в самом понятии популярной музыки и становится первой звездой американской эстрады. Он ломает стереотипы, в которых чернокожие воспринимались исключительно как прислуга и дает старт началу борьбы за исключение сегрегации. Лучшие танцзалы Гарлема покорены новым танцем «линди-хоп» в исполнении оркестра Чика Уэбба. Дюк Эллингтон достигает такой популярности, что критика объявляет его новым Стравинским. В то же время зарождается новый стиль в джазе — Свинг и его проводником становится Бенни Гудмен. Его турне было ознаменовано блестящим выступлением в Лос-Анджелесе, где звуки его биг-бэнда свели с ума сотни людей, пришедших в зал «Паломар». Теперь они не просто танцуют ночи напролет — они свингуют, ведь наступает Эра Свинга. Пятая серия документального сериала «Джаз» называется «Свинг: чистое наслаждение», а в английской версии «Swing: Pure Pleasure». В ней рассказывается о развитии джаза в период 1935-1937 годов. Несмотря на разгар «великой депрессии», джаз инициирует возрождение музыкальной индустрии. Если в начале 30-х годов большинство звукозаписывающих компаний разорилось и продажи пластинок упали, то в конце 30-х выпуск и продажа пластинок увеличилась в 5 раз и причиной тому был джаз. В годы депрессии джаз становится самой популярной музыкой в стране. В это же время основным направление в джазе становится Свинг, точнее люди начинают олицетворять весь джаз со свингом. Под музыку кумиров — Томми Дорси, Джимми Лансфорда, Бенни Гудмена и Гленна Миллера — молодежь отплясывает джиттербаг (бывшее название «линди-хоп»). Билли Холидей — одна из самых талантливых и трагичных певиц века, делает первые шаги в джазе. А в Чикаго Бенни Гудмен и Тедди Уилсон доказывают, что джаз не признает расовой дискриминации. Четыре тысячи танцоров, до отказа наполнившие гарлемский танцзал Савой, становятся очевидцами грандиозной дуэли двух гигантов, после которой Гудмена стали именовать «королем свинга». Шестая серия документального сериала «Джаз» называется «Свинг: безудержный праздник» (в английской версии Swing: The Velocity of Celebration) и повествует о периоде развития джаза в 1937-1941 годы. Несмотря на то, что Великая депрессия продолжается, джаз переживает свой расцвет. Самым популярным инструментом в это время становится саксофон и Америка рукоплещет саксофонистам Лестеру Янгу и Колмену Хокинсу. Также в этой серии рассказывается о том, какое значение в тот момент имел Канзас-Сити в формировании джазового звучания и его развития. Конечно нельзя было не упомянуть бэнд удивительного музыканта Каунта Бэйси и того, какое значение его творчество сыграло в развитии джаза. На джазовой сцене появляется все больше женщин. Если у Бэйси пела неподражаемая Билли Холидей, то в оркестре Чика Уэбба солирует Элла Фитцджеральд. Уже в 19 лет ее провозгласили королевой Свинга. После смерти Уэбба, оркестр не распался, а Элла встала во главе оркестра и начала головокружительную сольную карьеру. В эти годы Джаз был признан национальным достоянием и впервые в истории зазвучал в святая святых Америки — Карнеги-холле. Седьмая серия сериала «Джаз» называется «Свингуем в ногу со временем» и повествует о периоде развития джаза в 1940-1942 годы. Вторая мировая война докатилась и до Америки. Джаз вдруг оказывается важным стратегическим оружием. Боевой дух солдат поднимают музыка Гленна Миллера и сестер Эндрюс, оркестранты вступают в действующую армию или записывают «диски во имя Победы». Но пока вся Америка марширует под звуки «Американского патруля», в Гарлеме трубач Диззи Гиллеспи и саксофонист Чарли Паркер начинают играть в совершенно новой манере: быстро, нервно, порой хаотично. В пику коммерческому Свингу эти два человека открывают совершенно новое направление в джазе. В восьмой серии документального сериала «Джаз» рассказывается о периоде развития джаза в 1943-1945 годы. Самый разгар второй мировой войны, Европа охвачена войной, а джаз, запрещенный фашистами, становится музыкой Сопротивления. Самое парадоксальное в этом всем — это то, что те самые ценности, за которые джаз воюет в Европе, повсеместно попираются у него на родине, в Америке. Дюк Эллингтон пишет симфоническую сюиту о жизни чернокожей Америки «Черные, коричневые, бежевые». Не знаю насколько это правда, но в сериале рассказывается о том, что примерно в то время, когда наши сражались под Сталинградом, Эллингтон дает концерт в Карнеги Холл, причем собранные деньги отправлялись нашим раненным солдатам. Также в этой серии рассказано о зарождении ритм-энд-блюза. Популярность больших оркестров идет на спад, в джазе становится популярным направление «боп», а Луи Джордану хочется играть более популярную музыку, в большей степени для людей, а не для своих коллег, потому ему приходит в голову пустить «блюз» в пляс. Так и появляется направление «ритм-энд-блюз». В то же время Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи открывают новое направление — би-боп и когда о них узнает широкая публика, джаз становится другим. Девятая серия документального сериала «Джаз» повествует о периоде развития джаза в период 1945-1949 годов. Казалось бы, только что закончилась вторая мировая война и тут же наступает эпоха «холодной войны». Чернокожие парни, только что проливавшие свою кровь на войне, защищая свою страну, по возвращении сталкиваются с полным безразличием со стороны тех, кто их на эту войну послал. В обществе продолжает царить расизм и как следствие этой несправедливости в джазе меняется отношение к тому, какой должна быть джазовая музыка. Период свинга и больших оркестров закончен, чернокожим виртуозам не хочется больше ублажать белую публику и они порождают направление в джазе, где оставлено место только виртуозам и настоящим ценителям. Так зародился «би-боп», который характерен своими рваными, ломаными ритмами, диссонирующими мелодиями, а также бешеным, самоубийственным темпом жизни самой яркой его звезды — Чарли Паркера. Импровизации на грани фола, жизнь на грани риска, наркотики, толпы фанатов и последователей… Тем временем у белой публики появляются новые кумиры — это поп-музыка и Фрэнк Синатра. Луи Армстронг создает оркестр «Все звезды» — с белыми музыкантами, и в 1949 году его концерты в Новом Орлеане запрещают расисты. В то же время продюсер Норман Гранц требует равного отношения ко всем музыкантам. Гастроли его «Джаза в филармонии» продемонстрировали всей Америке не только блестящий джаз, но и шаткость расовых барьеров. Десятая серия документального сериала «Джаз» повествует о развитии джаза в период 1949-1960 годов. Целое поколение музыкантов словно решило доказать себе и публике, что даже гениального Чарли Паркера можно и нужно превзойти. В то же время внутри джаза происходит раскол, особенно после того как Луи Армстронг откровенно высмеивает Диззи и его соратников. Яркая и эксцентричная индивидуальность Телониуса Монка реализуется в совершенно особой музыке, не похожей ни на одну другую. Благодаря Джону Льюису и его утонченному, элегантному «Модерн джаз квартету» би-боп выходит на качественно иной уровень. В Калифорнии появился густой и сочный «кул джаз», а Дейв Брубек создает из смеси джаза и классической музыки первый джазовый альбом-блокбастер Time Out. В 34 года Чарли Паркер умирает от смертельной дозы героина. Его соратник Майлз Дэвис выходит за рамки созданного им самим саунда и ведет джаз к новым горизонтам. #ретро@svid_spb #джаз@svid_spb

Теги других блогов: музыка сериал джаз